Home » Новости » Когда ребенок перестает слушаться родителя

Когда ребенок перестает слушаться родителя

Основные факторы, которые могут провоцируют оппозиционное поведение у детей:

— завышенные требования к ребенку: не учитывается уровень развития ребенка и его возможности. Например, для ребенка с гиперактивностью будет сложно долгое время выполнять работу (учебная, бытовая) без перерыва на отдых, или спокойно ожидать, например, своей очереди в поликлинику. Или для ребенка с дисграфией (частичное расстройство процесса письма, характерны типичные, повторяющиеся при каждом написании ошибки, даже зная правила русского языка) сложно правильно переписать текст. И тогда у ребенка возникают протест в ответ на обычные требования родителя к той деятельности, с которой без особого напряжения могут справиться большинство ребят.

Поэтому важно: если у ребенка проблемное поведение возникает и обостряется преимущественно при усилении учебной нагрузки – важно обратиться к профильному специалисту для исключения нарушений в развитии (нейропсихолог, невропатолог, психиатр). Консультация с специалистом позволит определить оптимальный уровень нагрузки и подобрать форму взаимодействия для исключения неадекватной возможностям нагрузки и выстроить правильную коррекцию выявленных сложностей.

— гиперопека: чрезмерная забота одного или обоих родителей о ребенке, при которой детям предоставляется минимум самостоятельности и личного психологического пространства, а родительский контроль осуществляется даже в тех случаях, когда он не нужен. Подобное отношение к ребенку не позволяет самостоятельно принимать решения и учиться на собственных ошибках, даже когда это безопасно.

Например, для подростков стремление быть взрослым ярко проявляется в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами.

В подобных ситуациях важно, чтобы взрослый считался с взглядами, мнениями и интересами, ребенка, давал возможность высказать собственное мнение.

— негативная оценка родителями ребенка, придирчивость, обусловленная несоответствием возможностей ребенка от реального уровня психического развития, сравнение со сверстниками («успешный сын лучшей подруги»). Это может быть связано с тем, что трудности ребенка часто привлекают внимание родителя в большей степени, чем его успехи, заслуги, достижения. Игнорирование, обесценивание успехов ребенка и акцент на неудачах (даже из лучших побуждений, чтобы всегда стремился к лучшему), приводит к его агрессивности и протесту (открытому или пассивному).

Ребенку для успешной учебы, развития важно чувствовать контроль над ситуацией. При недостатке свободы выбора, принятия решений, ребенок начинает управлять тем, на что он в силах повлиять, — на эмоциональное состояние родителя. Провокация на любые эмоциональные состояния через упорное непослушание: сначала родитель дает простые указания, после – повторяет по несколько раз, затем – нотации, угрозы, крики и наказания. Впоследствии родитель может чувствовать злость, свою вину, стыд или обиду.

В таком случае, если подобные ситуации повторяются раз за разом, рекомендуется пересмотреть баланс позитивного и негативного внимания к ребенку (видеть не только ошибки ребенка, но и его заслуги, положительные качества, способности). Уменьшить количество критики, наставлений («объяснения по сто раз»), и проявлять больше интереса к увлечениям ребенка, поддерживать в том, что хорошо у него получается.

— частые ссоры, споры между взрослыми в присутствии ребенка. Ребенок транслирует те модели поведения, которые видит в своей семье. Поэтому конфликтная модель становится примером для подражания. Для ребенка становится непонятным, почему взрослые ожидают, что он не будет позволять себе того, что они сами допускают в отношениях между собой (ссора, протест, пререкание и др.)

Поэтому важно, чтобы во время споров между родителями (а также другими значимыми взрослыми – бабушки, дедушки и др.) не задевали права и достоинство всех участников (оскорблений, угроз, физической агрессии и эмоциональных манипуляций).


Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Версия для слабовидящих

Объясняем РФ
Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Последние новости