Home » История учреждения

История учреждения

История Раифского специального профессионального училища началась в сентябре 1933 года с момента издания Постановления Совнаркома и Приказа полномочного представительства ОГПУ по ТАССР «Об организации трудкоммуны ОГПУ в Раифе».

010«Трудовой коммуне были переданы здания и сооружения, находящиеся на территории бывшего Раифского монастыря, участок леса 6 тыс.га, площадь сельскохозяйственной пахотной и огородной земли более 1000 га. пасека в 200 ульев, 2 озера для ведения рыбного хозяйства, лесные массивы Раифской, Мневской и Обсерваторских дач с правом эксплуатации», — сообщалось в докладной записке Я.Л.Петровского (первого начальника трудовой коммуны) Полномочному представителю ОГПУ по ТАССР тов.Гарину от 23 ноября 1933 года.

Это было началом истории нашего училища.

Первыми коммунарами в Раифе были переведённые 40 человек из Свияжской коммуны и 40 беспризорных, изъятых с улиц и полученных от детской комиссии Казани.

Позднее в трудовую коммуну направлялись из приёмников-распределителей и изоляторов.

Некоторые лишённые свободы малолетки сами просили направить их в коммуну, так как здесь они могли найти себе занятие, быть полезными и чувствовать себя нужными и защищенными от житейских невзгод. Поэтому приём в коммуну производился на общем собрании, а для некоторых ребят определялся испытательный срок в 1 месяц и более.

1 января 1936 года трудовой колонии было передано безвозмездно всё оборудование обувной Казанской фабрики «Кызыл Кунче». Воспитанники стали изготовлять обувь самую разнообразную: туфли, обувь для гимнастов, велосипедистов, детей.014 Для производственного обучения имелся жестяночный цех, кузнечная и слесарная мастерская, и мастерская корзиноплетения.

Из подсобных хозяйств было развито полеводство, огородничество, Все производство, цеха, клуб размешались в зданиях бывшего монастыря.

В Грузинском соборе были клуб и библиотека.

При коммуне была создана начальная школа и вечерняя, рабфак (рабочий факультет для подготовки к поступлению в институты). Для подготовки коммунаров в техникумы с января 1936 создана 7-летняя школа. Открыты кабинеты химии физики и биологии. Работали кружки: хоровой, духовой, эстрадный, баянистов, драматический, фото, ИЗО, плясунов, военный, обработка дерева.

Было 7 футбольных команд, 2 — волейбольных, 2 — баскетбольных, 27 человек — гимнастов-акробатов.

В 1937 году хоккейная команда заняла 1 место в календарной игре по Казани, не имея ни одного поражения за сезон.

В военные годы сотрудники и воспитанники трудовой колонии трудились под девизом «Всё — для фронта, всё — для победы!»

Шили плащ-палатки, санитарные и телефонные сумки, фляжные футляры, кисеты, обувь.

003Великая отечественная война осталась в памяти воспитанников и работников трудовой колонии.

Мужчины уходят на фронт, среди них бывшие воспитанники. Мастерами, учителями и воспитателям работали, в основном, женщины, трудившиеся вместе ребятами на производстве.

Трудовая колония для несовершеннолетних заключенных просуществовала до 1953 года, когда была преобразована в Раифскую детскую воспитательную колонию, куда дети направлялись по решению комиссий по делам несовершеннолетних.

В 50 годы в колонии начали выпускать заправляющиеся керосином двухлитровые паяльные лампы, бензозаправочные краны для нужд Министерства Обороны в количестве до 14 тысяч в год, станки по дереву, заточные станки.

Паяльные лампы отправлялись в районы Крайнего Севера на дрейфующие станции Арктики и даже на экспорт.

С февраля 1960 по май 1967 г работу РДВК – РВКН — РСПТУ №1 возглавлял Баранов Сергей Виссарионович, переведенный из Свияжской колонии. Сергей Виссарионович участник Великой Отечественной войны награжден Орденами Боевого Красного Знамени и Отечественной войны. В органах МВД работал с 1945год, Отличник народного просвещения, награжден знаком «Заслуженный работник МВД». В эти годы колония — училище производит паяльные лампы, токарные станки ТСД – 120, тиски слесарные поворотные

В 1965 году колония была преобразована в Раифское специальное профессиональное техническое училище. С этого года начинается выпуск слесарных тисков В-120, наждачно — заточных станков НЗ -332Б и центробежных насосов, которые находят широкое применение во всех регионах страны. В 60-е годы построено 6 жилых домов, учебно — производственные мастерские, магазин, столовая, клуб, детский сад, детские ясли, кухня для детского сада, здание почты, начато строительство двух общежитий для учащихся. Также были вымощены улицы Центральная и Детская, дорога– шоссе Раифа — Казань – Зеленодольск,. Для народного хозяйства страны в училище подготовлено 414 слесарей, 195 токарей, 51 тракторист.

С мая 1967 года по август 1985 года работу коллектива училища возглавляла Колчурина Ильхамия Абдулловна, отличник народного просвещения, Заслуженный учитель профтехобразования. За значительный вклад в развитие профобразования награждена Орденом Трудового Красного Знамени, Юбилейной медалью к 100- летию со дня рождения В.И. Ленина, В этот период училище продолжает выпускать центробежные насосы, наждачно- заточные станки.

В 1970 году восьмилетняя школа реорганизуется в девятилетнюю. В 1979 году центробежные насосы экспонировались на ВДНХ. Участники выставки Ефимов Н.А., Чернов В.И., Яковлев Э.В. награждены бронзовыми медалями ВДНХ. За достигнутые успехи и в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина училище награждено Памятным знаменем, а также неоднократно награждалось переходящим Красным знаменем ВЦСПС и Госкомитета по профтехобразованию по итогам соцсоревнования.

В 80-е годы продолжается развитие материально-технической базы училища. Сданы в эксплуатацию два общежития для учащихся, овощехранилище, мастерская автогаража, 22-х квартирный дом, школа. В жилых домах проведен газ, в 1981 году восьмилетняя школа становится средней.

С сентября 1985 года директором училища работал Чернов Владимир Иванович — отличник профтехобразования СССР. С 1985 года по 90- е годы училище изготовило 26 775 штук центробежных насосов, 65 штук наждачно — заточных станков, изготавливались также слесарно — монтажные инструменты и товары народного потребления. Построено три жилых дома на 62 квартиры, общественно бытовой комбинат, в котором разместились клуб, столовая, библиотека, здравпункт и управление. Во все жилые дома подведено отопление, асфальтированы улицы поселка и территория училища. Организованы группы по подготовке каменщиков, столяров, штукатуров.

С февраля 2002 года директором училища работает Костюхин Владимир Ильич — отличник профтехобразовая РСФСР. В эти годы много сил направляется на улучшение жилищно – бытовых условий для учащихся, ведётся работа по газафикации поселка Раифа.
    Новый этап развития училища с октября 2007 года по сегодняшний день связан с деятельностью руководителя высшей квалификационной категории, отличника народного просвещения Надежды Петровны Кисиль.

Статус училища — колонии остается в прошлом. Теперь — это специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. По инициативе Н.П.Кисиль в учреждении реализуется программа военно-патриоического воспитания и кадетского образования. «Колония – это судимость, крест на армии и многом другом. Наше училище – последняя ступенька для детей в сложной жизненной ситуации. Я всегда им говорю: «Судья занёс руку, чтобы подписать приговор, и в самый последний момент ангел шепнул: «не надо».

Здесь каждому дается шанс: окончить школу, получить профессию, ещё раз всё осмыслить»- считает Надежда  Кисиль. За значительный вклад в развитие военно – патриотического движения в Республике Татарстан Н.П.Кисиль награждена почетным знаком «За патриотизм» и грамотой Управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ. Училище является учебно-воспитательным учреждением для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поэтому особый акцент коллектив делает на решении следующих задач:
— модернизация учебной деятельности, направленной на эффективное интеллектуальное развитие воспитанников на основе обеспечения связи обучения с практикой;
— формирование морально-нравственных качеств, способствующих успешной адаптации
в современном обществе;
— ответственного поведения;
— гражданской идентичности и патриотизма;
— здорового образа жизни;
— создание условий для обеспечения конкурентоспособности выпускника в системе современных производственно — экономических отношений;
— модернизация материально-технических
ресурсов учреждения;
— развитие информационно – методических ресурсов образовательного учреждения;
— совершенствование кадровых ресурсов;
— модернизация управления учреждением.
Своеобразием организации воспитательной работы в учреждении является реализация программы военно-патриотического воспитания и кадетского образования.
Для реализации данной программы в учреждении созданы необходимые условия:
С воспитанниками работают:
— 3 офицера запаса;
— 2 ветерана боевых действий в Чеченской Республике;
— инструктор Союза десантников России и студенческого Центра допризывной подготовки «Взлетная полоса» имени В.Ф.Маргелова;
— руководитель поискового отряда;
— 9 педагогов дополнительного образования данного профиля.
В учреждении для реализации программы имеется   материально-техническая база:
— стадион с малыми спортивными сооружениями;
— спортивный зал;
— борцовский зал;
— зал для занятий армейским рукопашным боем;
— 2 тренажерных зала;
— кабинет Основ воинской службы;
— военно-спортивная полоса препятствий;
— оборудованный строевой плац;
— хоккейный корт;
— волейбольно-баскетбольная площадка;
— стрелковый тир.
Снаряжения:
— макеты автоматов АК-103 – 16 штук;
— винтовки пневматические – 4 штуки;
— пейнтбол лазерный – 8 комплектов;
— снаряжение для военно-полевых выходов (18 палаток, 85 рюкзаков и прочие) на общую сумму более 380 тыс.рублей;
— 2 борцовских ковра;
— снаряжение для альпинистской подготовки;
— снаряжение для занятий военно-прикладными видами боевого искусства;
— 100 комплектов парадной кадетской формы;
— 85 комплектов формы для военно-полевых выходов;
— 100 комплектов летней военно-спортивной формы.
Для эффективности реализации программы военно-патриотического воспитания были внесены изменения в организацию жизнедеятельности воспитанников училища:
— обязательная утренняя зарядка продолжительностью до 30 минут;
— утреннее и вечернее построения с подъемом-спуском флага училища;
— обязательное соблюдение требований Устава Вооруженных Сил Российской Федерации (приветствие, обращение и т.п.);
— мониторинг физической подготовки (ежедневный, еженедельный, ежемесячный);
— полевые выходы – 4 раза в год (2-3 суток)
— марш-броски на 16 километров – 6 раз в год (1 день).
Изменения коснулись и организации учебной деятельности. В учебный план общеобразовательной школы, путем перераспределения учебной нагрузки, внесены изменения и дополнения:
— строевая подготовка;
— огневая подготовка;
— увеличено до 3 часов количество учебных часов физической культуры;
— изучение Устава и истории Вооруженных Сил Российской Федерации
в рамках уроков ОВС;
— военно-спортивная игра «Зарница» – 2 раза в год;
— легкоатлетическая эстафета по пересеченной местности на 4 километра (2 раза в год).

В рамках этого же направления в течение 5 лет работает поисковый отряд. Совместно со студентами республиканских ВУЗов ежегодно воспитанники принимают участие в Маршах Памяти по районам Республики Татарстан, в экспедициях по местам боев Великой Отечественной войны в Ленинградской области (подняты и перезахоронены останки 961 бойца, из которых 42 – силами наших воспитанников, 150 – совместно со студенческими отрядами Татарстана).

Реализуя принцип коллективообразования подростков, отвечающего социально значимой направленности, с 2008 года действует военно-патриотический клуб «Раифа», в котором состоят все воспитанники училища.
Программа занятий в клубе предусматривает:
— овладение военно-прикладными видами спорта и участие в соревнованиях различного уровня;
— изучение тактики ведения боя с проведением практических занятий в лесном массиве;
— специально-высотную подготовку;
— парашютно-десантную подготовку с выездом на аэродром для выполнения парашютных прыжков по программе «Юниор» с 900 метров (4 раза в год): за 2 последних года – 87 прыжков;
— выживание в экстремальных ситуациях (марш-броски на 3, 5, 25 километров, сезонные военно-полевые выходы на 2-3 суток);
— летние военно-спортивные смены (за 3 года – 15 смен с общим охватом более 340 человек).
В реализации программы большую поддержку учреждения оказывают наши партнеры:
— Министерство по делам молодежи, спорта и туризму Республики Татарстан;
— Учебный центр Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан;
— общественная молодежная организация «Объединение «Отечество» Республики Татарстан;
— РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан;
— Союз Десантников России
— общественная организация ветеранов боевых действий «Добрые сердца».
Помощь в проведении тренировочных и воспитательных мероприятий с воспитанниками училища оказывают:
— Высшее командное Казанское суворовское училище;
— Казанская кадетская школа-интернат № 6.
В течение последних трех лет на спортивных объектах училища проведено
11 мероприятий республиканского уровня с участием поисковых отрядов, Республиканского центра молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка «Форпост», общественной организации «Союз десантников России», общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан и республиканского спортивно-патриотического Центра «Патриот».
Реализация программы военно-патриотического воспитания позволила не только увеличить количество подростков, призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации (так, если из 40 выпускников 2011 года призвано 4 человека (10%), то в 2013 году из 43 выпускников призвано 9 человек (21%)), но и оказать помощь в дальнейшем обучении по профилю (Казанское суворовское училище, кадетское отделение Набережночелнинского политехнического колледжа, Тетюшский кадетский корпус (Республика Татарстан), классы кадетов МЧС города Пенза).
В 2014 году Раифскому специальному профессиональному училищу исполнилось 50 лет. Для истории человечества — это мало, а для истории училища — это возраст осмысления пройденного пути и расстановки приоритетов в программе дальнейшего развития.

Таким образом, результативность реабилитационных мероприятий в учреждении характеризуется позитивной динамикой, что позволяет сделать вывод о педагогически обоснованной стратегии работы  с воспитанниками.